Об интенсификации учебного физического эксперимента

Изложение курса физики в учебных заведениях должно опираться на эксперимент. Это обусловлено тем, что основные этапы формирования физических понятий — наблюдение явления, установление его связей с другими явлениями, введение физических величин и т.д. не могут быть эффективными без применения физических опытов. Демонстрация опытов на уроках и лекциях, показ некоторых из них с применением аудио- и видео средств (а на современном этапе развития средств обучения — с помощью мультимедиа), самостоятельное выполнение лабораторных работ учащимися и проведение простейших исследований составляют основу экспериментального метода обучения физике в школе и вузе.

В условиях снижения внимания к материальному оснащению учебных физических кабинетов и лабораторий, а также дефицита времени, отводимого учебными планами и программами на изучение курса физики, выдвигается задача интенсификации преподавания не только учебного предмета в целом, но и в особенности его неотъемлемой части, каковой является физический эксперимент. При относительной обеспеченности теоретической части курса физики учебной, справочной и методической литературой, а также некоторыми элементами указанного комплекса на электронных носителях, практически незаполненной нишей является дидактическое и методическое обеспечение экспериментальной части курса физики для учебных заведений различного типа, начиная от базовой школы и заканчивая вузом.

В целях рационального использования времени, отводимого на выполнение лабораторных и практических работ учащимися и студентами учебных заведений и интенсификации учебного физического эксперимента в целом, может быть использована следующая схема организации и реализации учебного процесса.

1. Подготовительный этап. Обучаемым заранее сообщается тематика лабораторных и практических занятий. Здесь же подробно (в письменном виде) доводится до их сведения детальный перечень теоретических вопросов, связанных с тематикой каждой работы. Параллельно анонсируется перечень умений и навыков, которые должны приобрести обучаемые в процессе выполнения заданий каждой темы и в целом всего цикла работ. Для учащихся готовятся инструкции и описание хода выполнения опытов. Многолетняя практика показала, что рабочие тетради по физике для учеников (авторы Л.А. Исаченкова, Л.П. Егорова и др.) являются весьма эффективным средством для активизации процесса выполнения лабораторных работ и экономии времени на их выполнение. К сожалению, не представляется возможным массовая подготовка подобных тетрадей для студентов вузов (в первую очередь, по причине незначительных тиражей, а также специфики изучения как общего курса физики, так и методики преподавания физики в каждом вузе). Тем не менее, работа студентов с применением подобных тетрадей также весьма эффективна — исчезает рутинная работа по подготовке таблиц, графиков, схем и т.п. В этом случае основное внимание сосредотачивается только на выполнении самой работы, овладением навыками работы с оборудованием и приборами.

Данный этап имеет целью подготовить учащихся и студентов к непосредственному выполнению лабораторных работ, что значительно снижает количество малозначительных вопросов от учеников к преподавателю по существу выполнения заданий, работы с приборами, сборке электрических цепей и т.п.

2. Выполнение работы. Непосредственно перед выполнением определенной работы в школе (или цикла лабораторных работ в вузе) ученикам демонстрируются видеозаписи проведения отдельных сложных опытов. Необходимо, чтобы каждый опыт сопровождался краткими комментариями или лаконичными титрами. Опыты должны быть засняты «в живую», т.е. с тем оборудованием, с которым ученики непосредственно будут работать. В ряде случаев опыты могут сопровождаться мультипликационными вставками, акцентирующими внимание зрителей на элементах изображения. Очень важно не только продемонстрировать эти опыты учащимся в режиме «кино», но и дать им возможность при необходимости самостоятельно просмотреть видеоролики вновь, что позволяют сделать современные мультимедийные проигрыватели на базе компьютерных классов.

Проблемой рассмотренного элемента работы является подготовка необходимого видеоматериала (непосредственная съемка, обработка и монтаж изображения, наложение звука и решение ряда режиссерских вопросов). Здесь также, к сожалению, следует констатировать, что каждый преподаватель и учитель решает эти вопросы по-своему, в одиночку, нецентрализованно.

Другим важным элементом в организации проведения отдельных опытов и лабораторных работ, является совмещение приборов и оборудования с компьютерами. Компьютер рассматривается здесь не только как инструмент для обработки таблиц и построения графиков, но и как инструмент, позволяющий исследовать не сам физический объект, а его математическую модель. Этот элемент организации занятий весьма важен для высшей школы.

3. Подведение итогов. Наряду с традиционным методом проверки выполнения лабораторной работы весьма эффективным является метод тестирования. Следует отметить, что содержание заданий тестов должно адекватно отражать сущность и содержание каждой лабораторной работы. Только в этом случае тесты оправдают себя, не превратятся в самоцель.

Google Bookmarks Digg Reddit del.icio.us Ma.gnolia Technorati Slashdot Yahoo My Web News2.ru БобрДобр.ru RUmarkz Ваау! Memori.ru rucity.com МоёМесто.ru Mister Wong

Комментарии закрыты.


6e59e512169767bc