Навыки и умения, проверяемые ГИА для 9 классов

В последнее время на почту блога и в комментарии поступает всё больше вопросов, суть которых одна: какие цели преследует экзамен ГИА в новой форме (для 9 классов) по русскому языку и какие навыки проверяются теми заданиями, примеры которых представлены в контрольных измерительных материалах (КИМ). Отвечаю этим постом по возможности всем заинтересованным.

Итак, по мнению специалистов из ФИПИ, где как раз эти экзамены и сочиняют от и до, по полноте охвата курса экзаменационная работа соотносится с целями обучения русскому языку в основной школе. Многие учителя-практики готовы с этим поспорить, но ФИПИ написал — значит, принимаем это на веру хотя бы условно.

Кроме того, те же господа из ФИПИ пишут про сами КИМ по русскому языку вот что:

В контрольные измерительные материалы включены задания, проверяющие следующие виды компетенций:
— лингвистическую компетенцию, то есть умение проводить элементарный лингвистический анализ языковых явлений;
— языковую компетенцию, то есть практическое владение русским языком, его словарём и грамматическим строем, соблюдение языковых норм;
— коммуникативную компетенцию, то есть владение разными видами речевой деятельности, умением воспринимать чужую речь как в устной, так и в письменной форме, а также умением обрабатывать воспринятую информацию и создавать собственные высказывания на её основе.

Звучит, конечно, хорошо, но у меня сложилось впечатление, что задания в основном проверяют способность ученика верно определить, что имел в виду составитель задания и какой ответ надо выбрать правильным, потому что считается, что так надо и так будет верно думать и рассуждать.

Чтобы не быть голословной, вот пример задания (задания такого типа есть и в демонстрационных материалах-2008 по русскому языку, и в новых, за 2009 год):

Задание А6: Выберите верное продолжение ответа на вопрос: «Почему автор и герой называют скрипачку не «девчонка», не «девчушка», а «девочка»?»
Такая форма слова говорит ...
1) о жалости автора и героя к маленькой скрипачке.
2) об отсутствии подлинного сочувствия автора и героя к юной скрипачке.
3) о снисходительном отношении автора и героя к бедной уличной скрипачке.
4) о серьёзном и уважительном отношении автора и героя к скрипачке.

Правильный ответ — 4. С опорой на текст, этот вариант выбирается только лишь методом исключения, потому что остальные не подходят. Опираться на знания стилистики тут не представляется не то что возможным,  а даже и просто нужным — слово «девочка» само по себе стилистически нейтрально.  Какой навык проверяется конкретно в этом задании? Да тот самый — суметь верно определить, что будет как бы правильно. Хорошая аналогия — лингвистическое задание на ту же логику.

Пример этот, понятное дело, не единственный, вызывающий вопросы и некоторое недоумение. А в общем и целом можно сказать, что воплощение заявленных составителями идей в конкретных заданиях пока что хромает на обе ноги. Что покажут итоги этого эксперимента с «экзаменом в новой форме» и как будет дальше развиваться этот образовательный прожект, покажет, увы, только время. А пока что составители настолько впечатлились собственной работой, что внесли изменения в задания ЕГЭ-2009: теперь там есть задание А27, проверяющее якобы владение приёмами сжатия текста и умение выделить главное. Такие дела.

_________________________
Спонсоры блога:
Для тех, кто предпочитает сэкономить, покупая диски шины б.у, есть масса предложений на сайте ad-auto.ru.

Вопрос куда пойти учиться зачастую самый сложный — выбор учебных заведений огромен, но найти что-то по душе не так уж легко.

Google Bookmarks Digg Reddit del.icio.us Ma.gnolia Technorati Slashdot Yahoo My Web News2.ru БобрДобр.ru RUmarkz Ваау! Memori.ru rucity.com МоёМесто.ru Mister Wong

Метки: , , , , , , , , , , , , , ,

Оставить комментарий


6e59e512169767bc